Вагинит (кольпит) - причины, симптомы, диагностика и лечение

Вагинит - причины, симптомы, диагностика и лечение

Что такое вагинит?

Симптомы кольпита

Причины кольпита

Инфекционный возбудитель

Бактерии

Аллергия

Другие причины кольпита

Способствующие факторы развития вагинита

Виды кольпита

Атрофический кольпит

Вагинит вследствие бактериального вагиноза

Трихомонадный кольпит

Кандидозный вагинит

Диагностика вагинита

Лечение кольпита

Профилактика кольпита

Что такое вагинит (кольпит)?
Кольпит или вагинит — это воспаление слизистой оболочки влагалища. Чаще всего, он возникает в результате распространения какой-либо инфекции. При этом обычно, у пациента наблюдаются выделения, зуд, жжение и, возможна боль при половом акте. Это состояние, которое большинство женщин переносят хотя бы раз в жизни. Если провести своевременную диагностику и лечение, то оно не будет нести особой опасности женскому здоровью.
Симптомы вагинита (кольпита)
Наиболее распространенные симптомы вагинита включают в себя:
  • Белые, серые, водянистые или пенистые влагалищные выделения
  • Воспалительный процесс приводящий к покраснению, отеку половых губ и области промежности
  • Дизурия, которая проявляется болью или дискомфортом при мочеиспускании
  • Болезненный половой акт, известный как диспареуния
  • Неприятный или рыбный запах из влагалища
  • Раздражение внешних половых органов
Причины вагинита (кольпита)
    Инфекционный возбудитель
    Инфекционный возбудитель является основной и наиболее распространенной причиной кольпита. 90% всех случаев вызывается гонореей, хламидиозом, микоплазмой, герпесом, кампилобактерией, некоторыми паразитами или плохой гигиеной.
    Бактерии
    Вагинит может возникнуть и до наступления половой зрелости, причиной также могут быть различные бактерии. У маленьких девочек или подростков Streptococcus spp является более вероятной причиной вагинита, потому, что неправильная гигиена распространяет бактерии из анальной области в половые органы.
    Аллергия
    У взрослых женщин инфекционный процесс чаще всего обусловлен гарднереллой. Иногда причиной вагинита является аллергическая реакция, например, на презервативы, спермициды, некоторые средства для интимной гигиены и духи, местные лекарства, кремы, лосьоны и даже сперму. У некоторых женщин причиной вагинита также может быть раздражение от использования тампонов.
    Другие
    Близость влагалища к анусу, недостаток эстрогена, отсутствие волос на лобке и недостаток губных жировых выделений могут увеличить риск развития вульвовагинита перед половым созреванием.
Способствующие факторы развития вагинита (кольпита)
  • Беременность
  • Частое использование антибиотиков
  • Узкие брюки или влажное нижнее белье
  • Низкий уровень эстрогена во время менопаузы
  • Спринцевание и использование вагинальных препаратов, таких как спреи, спермициды и противозачаточные устройства
  • Некоторые эксперты считают, что наличие нескольких половых партнеров может увеличить риск бактериального вагиноза, который является причиной специфического вагинита
  • Наличие полового партнера женского пола может также увеличить риск развития бактериального вагиноза на 60 процентов
  • Женщины с диабетом особенно подвержены вагиниту
Виды вагинита (кольпита)
В зависимости от причины возникновения, существует несколько видов вагинита. Наиболее распространенными являются:
Атрофический кольпит
Во время менопаузы, когда снижается уровень эстрогенов, эндотелий или слизистая оболочка влагалища истончается, что делает его более склонным к раздражению и воспалению.
Вагинит вследствие бактериального вагиноза
Причиной является чрезмерный рост нормальных бактерий. Такие пациенты обычно имеют низкий уровень лактобацилл (молочнокислых бактерий)
Трихомонадный кольпит
Вызван одноклеточным паразитом, который передается половым путем. Он может заразить другие части мочеполового тракта, в том числе уретру, и вызвать при этом уретрит.
Кандидозный вагинит
(Дрожжевой кольпит) - вызванный Candida albicans которая влечет за собой грибковую инфекцию, известную как молочница.
Диагностика вагинита (кольпита)
При диагностике вагинита врач проведет медицинский осмотр и расспросит об истории болезни, в частности, о перенесенных инфекциях, передающихся половым путем.
Также гинекологу нужно провести обследование органов малого таза, проверить состояние слизистой влагалища, наличие воспаления или избыточных выделений.
Причину вагинита можно диагностировать, проверяя внешний вид слизистой оболочки и влагалищной жидкости, уровень рН влагалища, присутствие летучих аминов (газ, который вызывает неприятный запах) и лабораторного исследования влагалищных выделений.
Лечение вагинита (кольпита)
Лечение зависит от провоцирующего фактора. Оно может состоять из стероидов, местных или оральных антибиотиков, противогрибковых или антибактериальных кремов.
  • Бактериальный вагинит (БВ) обычно лечат такими препаратами, как метронидазол (флагил) или клиндамицин.
  • Лекарства, используемые для лечения грибковой инфекции, включают противогрибковые препараты.
  • Для лечения сильного раздражения используется крем кортизон.
  • Антигистаминные препараты, если воспаление вызвано аллергической реакцией.
  • Крем с эстрогеном используют, если вагинит возник во время менопаузы из-за низкого уровня эстрогена.
Профилактика вагинита (кольпита)
Следующие рекомендации могут помочь предотвратить вагинит:
  • Хорошая общая гигиена
  • Используйте мягкое мыло без раздражителей или запахов
  • Носите хлопковое белье
  • Носите свободную одежду
  • После посещения туалета вытираясь спереди назад, чтобы избежать распространения бактерий от ануса до влагалища
  • Избегайте спринцеваний и раздражающих агентов, таких как те, что присутствуют в гигиенических аэрозолях, мылах и других продуктах для интимной гигиены
  • Используйте презерватив во время секса
  • Спользуйте антибиотики только при назначении врача